Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004).
Источник - http://window.edu.ru
Изучение физики на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнит-
ных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти
явления; законах, которым они подчиняются; методах научно-
го познания природы и формирование на этой основе пред-
• овладение умениями проводить наблюдения природных яв-
лений, описывать и обобщать результаты наблюдений, ис-
пользовать простые измерительные приборы для изучения фи-
зических явлений; представлять результаты наблюдений или
измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости; применять полученные
знания для объяснения разнообразных природных явлений и
процессов, принципов действия важнейших технических уст-
ройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей, самостоятельности в приобретении
новых знаний, при решении физических задач и выполнении
экспериментальных исследований с использованием инфор-
мационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов
природы, в необходимости разумного использования дости-
жений науки и технологий для дальнейшего развития челове-
ческого общества, уважения к творцам науки и техники; от-
ношения к физике как к элементу общечеловеческой культу-
ры;
• использование полученных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безо-
пасности своей жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физиче-
ских явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и
объектов природы1. Измерение физических величин. Погрешности
измерений. Международная система единиц. Физические законы.
Роль физики в формировании научной картины мира.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Механическое движение. Система отсчета и относитель-
ность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окруж-
ности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Мас-
са. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий
закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное
падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон все-
мирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы
мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная
энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической
энергии. Условия равновесия тел.
Простые механизмы. Коэффициент полезного действия
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравличе-
ские машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда коле-
баний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и
высота тона.
Наблюдение и описание различных видов механического
движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и
газами, плавания тел, механических колебаний и волн; объяснение
этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохра-
нения импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов
Паскаля и Архимеда.
1
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Измерение физических величин: времени, расстояния, ско-
рости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощно-
сти, периода колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных иссле-
дований по выявлению зависимостей: пути от времени при равно-
мерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения
пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода ко-
лебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины,
силы трения от силы нормального давления, условий равновесия
рычага.
Практическое применение физических знаний для выявле-
ния зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; ис-
пользования простых механизмов в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических
приборов и технических объектов: весов, динамометра, баромет-
ра, простых механизмов.
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.
Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещест-
ва. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со
скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Ра-
бота и теплопередача как способы изменения внутренней энергии
тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излуче-
ние. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения
энергии в тепловых процессах.
Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость темпера-
туры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кри-
сталлизация. Удельная теплота плавления и парообразования.
Удельная теплота сгорания.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая тур-
бина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД
тепловой машины. Экологические проблемы использования тепло-
вых машин.
Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных
состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение
этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном
строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процес-
сах.
Измерение физических величин: температуры, количества
теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда,
влажности воздуха.
Проведение простых физических опытов и эксперимен-
тальных исследований по выявлению зависимостей: температуры
остывающей воды от времени, температуры вещества от времени
при изменениях агрегатных состояний вещества.
Практическое применение физических знаний для учета
теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседнев-
ной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических
приборов и технических объектов: термометра, психрометра, па-
ровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимо-
действие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Элек-
трическое поле. Действие электрического поля на электрические
заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор.
Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электриче-
ский ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение.
Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в
металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводни-
ковые приборы. Закон Ома для участка электрической цепи. После-
довательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощ-
ность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаи-
модействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного
поля на проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитная
индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток.
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Элек-
тромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного
распространения света. Отражение и преломление света. Закон от-
ражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние лин-
зы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Свет - элек-
тромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия
электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на
проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной ин-
дукции, отражения, преломления и дисперсии света; объяснение
этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения,
электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного
расстояния собирающей линзы.
Проведение простых физических опытов и эксперимен-
тальных исследований по изучению: электростатического взаимо-
действия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с
током, последовательного и параллельного соединения проводни-
ков, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла
отражения света от угла падения, угла преломления света от угла
падения.
Практическое применение физических знаний для безопас-
ного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения
опасного воздействия на организм человека электрического тока и
электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических
приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, дина-
мика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя, очков,
фотоаппарата, проекционного аппарата.
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период
полураспада.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические
спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные
реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организ-
мы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Наблюдение и описание оптических спектров различных ве-
ществ, их объяснение на основе представлений о строении атома.
Практическое применение физических знаний для защиты
от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излу-
чений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасно-
сти.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, ве-
щество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле,
волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса,
плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кине-
тическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент по-
лезного действия, внутренняя энергия, температура, количест-
во теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, элек-
трический заряд, сила электрического тока, электрическое на-
пряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность
электрического тока, фокусное расстояние линзы;
• смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона,
всемирного тяготения, сохранения импульса и механической
энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохране-
ния электрического заряда, Ома для участка электрической
цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света,
отражения света.
уметь
• описывать и объяснять физические явления: равномерное
прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное
движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание
тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопро-
водность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию,
кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаи-
модействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов,
действие магнитного поля на проводник с током, тепловое
действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, пре-
ломление и дисперсию света;
• использовать физические приборы и измерительные инст-
рументы для измерения физических величин: расстояния,
промежутка времени, массы, силы, давления, температуры,
влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического
сопротивления, работы и мощности электрического тока;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависи-
мости: пути от времени, силы упругости от удлинения пру-
жины, силы трения от силы нормального давления, периода
колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза
на пружине от массы груза и от жесткости пружины, темпера-
туры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения
на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла
преломления от угла падения света;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах
Международной системы;
• приводить примеры практического использования физиче-
ских знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических зако-
нов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации есте-
ственнонаучного содержания с использованием различных ис-
точников (учебных текстов, справочных и научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее
обработку и представление в разных формах (словесно, с по-
мощью графиков, математических символов, рисунков и
структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практиче-
ской деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности в процессе использования транс-
портных средств, электробытовых приборов, электронной
техники;
• контроля за исправностью электропроводки, водопровода,
сантехники и газовых приборов в квартире;
• рационального применения простых механизмов;
• оценки безопасности радиационного фона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий