воскресенье, 12 декабря 2010 г.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ


Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004).
Источник - http://window.edu.ru

     Изучение физики на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
•    освоение знаний о механических, тепловых, электромагнит-
     ных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти
     явления; законах, которым они подчиняются; методах научно-
     го познания природы и формирование на этой основе пред-
     ставлений о физической картине мира;
•    овладение умениями проводить наблюдения природных яв-
     лений, описывать и обобщать результаты наблюдений, ис-
     пользовать простые измерительные приборы для изучения фи-
     зических явлений; представлять результаты наблюдений или
     измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
     основе эмпирические зависимости; применять полученные
     знания для объяснения разнообразных природных явлений и
     процессов, принципов действия важнейших технических уст-
     ройств, для решения физических задач;
•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
     творческих способностей, самостоятельности в приобретении
     новых знаний, при решении физических задач и выполнении
     экспериментальных исследований с использованием инфор-
     мационных технологий;
•    воспитание убежденности в возможности познания законов
     природы, в необходимости разумного использования дости-
     жений науки и технологий для дальнейшего развития челове-
     ческого общества, уважения к творцам науки и техники; от-
     ношения к физике как к элементу общечеловеческой культу-
     ры;
•    использование полученных знаний и умений для решения
     практических задач повседневной жизни, обеспечения безо-
     пасности своей жизни, рационального природопользования и
     охраны окружающей среды.

  
     ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

     ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
     Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физиче-
ских явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и
объектов природы1. Измерение физических величин. Погрешности
измерений. Международная система единиц. Физические законы.
Роль физики в формировании научной картины мира.

      МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
      Механическое движение. Система отсчета и относитель-
ность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окруж-
ности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Мас-
са. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий
закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное
падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон все-
мирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы
мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная
энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической
энергии. Условия равновесия тел.
      Простые механизмы. Коэффициент полезного действия
      Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравличе-
ские машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
      Механические колебания. Период, частота, амплитуда коле-
баний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и
высота тона.
      Наблюдение и описание различных видов механического
движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и
газами, плавания тел, механических колебаний и волн; объяснение
этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохра-
нения импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов
Паскаля и Архимеда.

1
    Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
    включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


      Измерение физических величин: времени, расстояния, ско-
рости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощно-
сти, периода колебаний маятника.
      Проведение простых опытов и экспериментальных иссле-
дований по выявлению зависимостей: пути от времени при равно-
мерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения
пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода ко-
лебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины,
силы трения от силы нормального давления, условий равновесия
рычага.
      Практическое применение физических знаний для выявле-
ния зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; ис-
пользования простых механизмов в повседневной жизни.
      Объяснение устройства и принципа действия физических
приборов и технических объектов: весов, динамометра, баромет-
ра, простых механизмов.

      ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
      Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.
Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещест-
ва. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
      Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со
скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Ра-
бота и теплопередача как способы изменения внутренней энергии
тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излуче-
ние. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения
энергии в тепловых процессах.
      Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость темпера-
туры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кри-
сталлизация. Удельная теплота плавления и парообразования.
Удельная теплота сгорания.
      Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая тур-
бина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД
тепловой машины. Экологические проблемы использования тепло-
вых машин.
      Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных
состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение
этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном
строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процес-
сах.
      Измерение физических величин: температуры, количества
теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда,
влажности воздуха.
      Проведение простых физических опытов и эксперимен-
тальных исследований по выявлению зависимостей: температуры
остывающей воды от времени, температуры вещества от времени
при изменениях агрегатных состояний вещества.
      Практическое применение физических знаний для учета
теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседнев-
ной жизни.
      Объяснение устройства и принципа действия физических
приборов и технических объектов: термометра, психрометра, па-
ровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.

      ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
      Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимо-
действие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Элек-
трическое поле. Действие электрического поля на электрические
заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор.
Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электриче-
ский ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение.
Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в
металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводни-
ковые приборы. Закон Ома для участка электрической цепи. После-
довательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощ-
ность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
      Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаи-
модействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного
поля на проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитная
индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток.
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
      Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Элек-
тромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.
      Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного
распространения света. Отражение и преломление света. Закон от-
ражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние лин-
зы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Свет - элек-
тромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.
      Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия
электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на
проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной ин-
дукции, отражения, преломления и дисперсии света; объяснение
этих явлений.
      Измерение физических величин: силы тока, напряжения,
электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного
расстояния собирающей линзы.
      Проведение простых физических опытов и эксперимен-
тальных исследований по изучению: электростатического взаимо-
действия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с
током, последовательного и параллельного соединения проводни-
ков, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла
отражения света от угла падения, угла преломления света от угла
падения.
      Практическое применение физических знаний для безопас-
ного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения
опасного воздействия на организм человека электрического тока и
электромагнитных излучений.
      Объяснение устройства и принципа действия физических
приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, дина-
мика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя, очков,
фотоаппарата, проекционного аппарата.

     КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
     Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период
полураспада.
     Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические
спектры. Поглощение и испускание света атомами.
     Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные
реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организ-
мы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
     Наблюдение и описание оптических спектров различных ве-
ществ, их объяснение на основе представлений о строении атома.
      Практическое применение физических знаний для защиты
от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излу-
чений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасно-
сти.

               ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

     В результате изучения физики ученик должен
     знать/понимать
•    смысл понятий: физическое явление, физический закон, ве-
     щество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле,
     волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
•    смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса,
     плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кине-
     тическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент по-
     лезного действия, внутренняя энергия, температура, количест-
     во теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, элек-
     трический заряд, сила электрического тока, электрическое на-
     пряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность
     электрического тока, фокусное расстояние линзы;
•    смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона,
     всемирного тяготения, сохранения импульса и механической
     энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохране-
     ния электрического заряда, Ома для участка электрической
     цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света,
     отражения света.

     уметь
•    описывать и объяснять физические явления: равномерное
     прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное
     движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание
     тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопро-
     водность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию,
     кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаи-
     модействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов,
     действие магнитного поля на проводник с током, тепловое
    действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, пре-
    ломление и дисперсию света;
•   использовать физические приборы и измерительные инст-
    рументы для измерения физических величин: расстояния,
    промежутка времени, массы, силы, давления, температуры,
    влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического
    сопротивления, работы и мощности электрического тока;
•   представлять результаты измерений с помощью таблиц,
    графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависи-
    мости: пути от времени, силы упругости от удлинения пру-
    жины, силы трения от силы нормального давления, периода
    колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза
    на пружине от массы груза и от жесткости пружины, темпера-
    туры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения
    на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла
    преломления от угла падения света;
•   выражать результаты измерений и расчетов в единицах
    Международной системы;
•   приводить примеры практического использования физиче-
    ских знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
    квантовых явлениях;
•   решать задачи на применение изученных физических зако-
    нов;
•   осуществлять самостоятельный поиск информации есте-
    ственнонаучного содержания с использованием различных ис-
    точников (учебных текстов, справочных и научно-популярных
    изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее
    обработку и представление в разных формах (словесно, с по-
    мощью графиков, математических символов, рисунков и
    структурных схем);

    использовать приобретенные знания и умения в практиче-
    ской деятельности и повседневной жизни для:
•   обеспечения безопасности в процессе использования транс-
    портных средств, электробытовых приборов, электронной
    техники;
•   контроля за исправностью электропроводки, водопровода,
    сантехники и газовых приборов в квартире;
•   рационального применения простых механизмов;
•   оценки безопасности радиационного фона.


Комментариев нет:

Отправить комментарий